МВД возбудило дело по факту саботажа в Центре ХруничеваСледователи ФСБ установили, что сотрудники предприятия намеренно портили двигатели, что могло привести к падению ракеты "Протон-М".(«Протон» (УР-500, «Протон-К», «Протон-М») — ракета-носитель (РН) тяжёлого класса, предназначенная для выведения автоматических космических аппаратов на орбиту Земли и далее в космическое пространство. Разработана в подразделении ОКБ-23 (ныне ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), являвшемся частью ОКБ-52 В. Н. Челомея. Исходный двухступенчатый вариант носителя «Протон» (УР-500) стал одним из первых носителей средне-тяжёлого класса, а трёхступенчатый «Протон-К» — тяжёлого, наряду с американской РН «Сатурн-1Б».
РН «Протон» явилась средством выведения всех советских и российских орбитальных станций «Салют-ДОС» и «Алмаз», модулей станций «Мир» и МКС, планировавшихся пилотируемых космических кораблей ТКС и Л-1/«Зонд» (советской лунно-облётной программы), а также тяжёлых ИСЗ различного назначения и межпланетных станций.
С середины 2000-х годов основной модификацией ракеты-носителя «Протон» стала РН «Протон-М», используемая для запуска как федеральных российских, так и коммерческих иностранных космических аппаратов.)
Четвертое управление МВД РФ возбудило уголовное дело по статье "Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, повлекшее по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия") по факту происшествия в Центре Хруничева, где делают носители "Протон-М". Об этом сообщает газета "Известия".
По мнению следователей, ракеты "Протон" действительно могли падать из-за умышленного вреда, наносимого сотрудниками предприятия-изготовителя. Как сообщил источник в полиции, дело возбуждено на основании материалов, переданных из ФСБ.
Как удалось выяснить, в апреле 2013 года при входном контроле в коллекторе для подачи воздуха двигателя второй ступени ракеты обнаружили несколько неиспользованных трубчатых алюминиевых пломб. Если бы этот факт не заметили заранее, ракетный двигатель РД-0210 вышел бы из строя в полете, что привело бы к очередному падению "Протона". Но пломбы увидели при просвечивании и, чтобы их удалить, провели внеплановые работы стоимостью 194 тыс. рублей, - рассказал источник в Хруничеве.
По словам источника в МВД, руководство Центра Хруничева поначалу не придало случаю должного значения. Но спустя несколько дней сотрудники ФСБ об инциденте узнали и начали свое расследование. После этого 15 сотрудников предприятия были вынуждены проверить на полиграфе. Это и позволило подтвердить умышленный характер действий и найти виновных. Однако имена их пока не разглашаются.
В самом центре информацию официально не комментируют, но при этом говорят, что такие случаи у них не редки.
- Такие случаи бывают, в полостях периодически находят что-то лишнее и не каждый раз сообщают об этом спецслужбам, очевидно, не понимая, умышленно это сделано или нет, - говорит собеседник в центре.
В самое ближайшее время руководству предприятия будет направленно представление Генпрокуратуры по поводу недопустимости сокрытия происшествий такого рода.
Добавлено: 10 Июнь 2014, 14:46:47
"Протон" потерпел крушение 16 мая вследствие производственного дефектаЗавершена работа комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М". В субботу, 7 июня Александр Данилюк, первый замгендиректора ФГУП "ЦНИИмаш" и глава комиссии по расследованию причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 16 мая, представил результаты расследования руководству Роскосмоса. Данилюк прокомментировал: "Члены комиссии — а их больше 20 человек — пришли к выводу, что причиной аварии стал производственный дефект в ходе сборки, который привел к разрушению узла подшипника турбонасосного агрегата. Эта версия окончательная, не думаю, что тут нам будет что добавить".
Напомним, что 16 мая ракета-носитель "Протон-М" с разгонным блоком "Бриз-М" и спутником связи "Экспресс АМ4R" стартовала с Байконура. На 324-й секунде полета начала работу третья ступень. Она должна была закончить на 583-й секунде, но уже на 546-й секунде телеметрия показала резкое падение давления в рулевом двигателе третьей ступени. Разрушение третей ступени произошло на высоте 160 км при скорости полета 7 км/с. Все составные части, а также компоненты топлива сгорели в плотных слоях атмосферы. Спутник должны были вывести на геостационарную орбиту в точку стояния 80° в.д.
Если следовать версии комиссии, то производственный дефект был допущен на Воронежском механическом заводе (ВМЗ), который является филиалом центра Хруничева. В "Хруничеве" пояснили, что закупка, установка и испытания подшипника проводились именно на ВМЗ.
Но источник в руководстве "Хруничева" рассказал, что считает выдвинутую комиссией версию несостоятельной. "Версия с подшипником никак не ложится в те математические модели, которые сделаны. Но альтернативной версии у нас нет. Честно говоря, мы сами не понимаем, что произошло, однако и в Центре Хруничева, и в Конструкторском бюро химавтоматики, где разрабатывался двигатель, полагают, что версия о подшипнике здесь не подходит", — отмечает источник.
Данилюк парировал, что Центр "Хруничева" является заинтересованной стороной, поэтому в составе комиссии по расследованию причин аварии их представителей нет, а точка зрения специалистов Центра не является единственно правильной. "Оценку производили независимые эксперты, и среди них особых разногласий не возникло", — подвел итог Данилюк.
Добавим, что пока причины аварии не будут установлены и локализованы на производстве, не будут возобновлены старты "Протонов". Поэтому, если работа комиссии затянется, то придется сильно менять пусковую программу в течение года. Так, на неопределенное время может быть перенесен запуск "Экспресс-АМ6″, который должен был состояться 15 июля.
Больше всего неудачных запусков последних лет произошло благодаря нештатной работе разгонных блоков "Бриз". Поэтому чаще всех претензии были направлены к омской компании ПО "Полет" ("дочке" Центра "Хруничева"). Еще в августе 2012 года от занимаемой должности были освобождены заместитель гендиректора по качеству и сертификации "Полета" Владимир Приходькин, а также главный технолог, заместитель главного инженера по качеству "Полета" Сергей Анохин, а генеральному директору "Полета" Григорию Мураховскому был объявлен выговор.
Предварительной версией был отказ рулевого двигателя третьей ступени. Оставалось неизвестным, из-за чего упало давление в двигателе. Причиной мог быть как посторонний предмет, случайно попавший в агрегат при его сборке, так и расхождение сварного шва и др. Сразу были исключены версии ошибки в расчетах и сбоя в системе управления, так как запуску ракеты предшествовал смоделированный полет с теми же исходными данными, по которым была составлена программа реального полета.
Убытки России от потери спутника "Экспресс-АМ4R" могут достигнуть 19 млрд рублей за 3 года. Единовременные убытки составили 10,64 млрд рублей: полная стоимость спутника по страховым документам — 7,8 млрд рублей, стоимость ракеты "Протон-М" — 1,521 млрд рублей, стоимость разгонного блока "Бриз-М" — 447 млн, стоимость головного обтекателя — около 170 млн рублей, стоимость услуг по запуску — 690 млн, стоимость транспортировки ракеты на космодром — 20 млн рублей. Причем, в течение 3 лет, пока не будет построен новый спутник, убытки будут расти, так как Россия должна будет арендовать отсутствующие мощности у зарубежных, либо частных российских вещателей (примерно $80 млн в год).
Напомним, что "Экспресс-АМ4R" был построен в качестве замены спутнику "Экспресс-АМ4″, который был потерян при запуске 17 августа 2011 года. После аварийного срабатывания разгонного блока "Бриз-М" спутник "Экспресс-АМ4″ оказался на нерасчетной орбите.
Напомним, что в 2014 году с помощью "Протона-М" должны были быть запущены еще четыре российских космических аппарата: три, созданных по заказу ГПКС ("Экспресс-АМ6″ в июле, "Экспресс-АМ8″ в августе, "Экспресс-АМ7″ в сентябре) и один — компании "Газпром космические системы" ("Ямал-401″ в августе). Также при помощи "Протона" в текущем году должны состояться еще несколько запусков иностранных спутников: SES (Astra 2G в III квартале), Inmarsat (Inmarsat-5 F2 в мае; Inmarsat-5 F3 в III квартале; EuropaSat в декабре), Администрации связи и транспорта Мексики (Mexsat 1 в июне), Turksat (Turksat 4B в июне), TerreStar Networks (TerreStar 2 в июне).
Достаточно неудачным оказался и прошлый, 2013, год для спутниковых запусков, так как часть из них была отсрочена из-за определенных неудач и не вовремя прибывших на стартовый комплекс спутников. В результате, только 18 коммерческих космических аппаратов были запущены в 2013 году.